7.1. Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива, размещенных вне территорий населенных пунктов, до объектов, к ним не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Наименование объектов, до которых
определяется расстояние
|
Расстояние от АЗС с подземными резервуарами, м
|
Расстояние от АЗС с наземными резервуарами, м
|
|
Общей вместимостью более 20 м3
|
Общей вместимостью не более 20 м3
|
||
1. Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных организаций (за исключением указанных в строках 10 и 12)
|
15
|
25
|
25
|
2. Лесничества (лесопарки) с лесными насаждениями:
|
25
10
|
40
15
|
30
12
|
3. Здания и сооружения классов функциональной пожарной опасности Ф1 - Ф4 (за исключением указанных в строке 1)
|
25
|
50
|
40
|
4. Места массового пребывания людей
|
25
|
50
|
50
|
5. Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей
|
18
|
30
|
20
|
6. Торговые киоски
|
20
|
25
|
25
|
7. Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части):
|
12
9
15
|
20
12
20
|
15
9
20
|
8. Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки)
|
25
|
30
|
30
|
9. Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к АЗС
|
15
|
30
|
25
|
10. Технологические установки категорий АН, БН, ГН, здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по ГОСТ 12.1.007
|
100
|
100
|
100
|
11. Линии электропередач, электроподстанции (в том числе трансформаторные подстанции)
|
В соответствии
с [3]
|
В соответствии с [3]
|
В соответствии
с [3]
|
12. Склады (вне зданий): лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа
|
20
|
40
|
30
|
Примечания
1. Расстояния от АЗС с надземными резервуарами, а также от подземных резервуаров до стен жилых и общественных зданий I и II степени огнестойкости класса С0 или С1, указанные в таблице 1 настоящего свода правил, допускается уменьшать (за исключением расстояний до окон и дверей) не более чем на 25%, за исключением расстояний от надземных резервуаров с одностенными перекрытиями.
2. При оснащении технологической системы АЗС системой флегматизации или иными системами, предотвращающими воспламенение и/или сгорание паровоздушных смесей внутри технологического оборудования, указанные в таблице 1 настоящего свода правил расстояния допускается уменьшать не более чем на 25% (за исключением указанных в строках 3, 4, 10, 11).
3. Расстояния от АЗС до границ лесных насаждений смешанных пород (хвойных и лиственных) лесничеств (лесопарков) допускается уменьшать в два раза. При этом вдоль границ лесных насаждений лесничеств (лесопарков) с АЗС должны предусматриваться наземное покрытие из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.
|
7.3. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС жидкого моторного топлива с надземными резервуарами принимаются в соответствии с таблицей 3 настоящего свода правил.
7.4. Фундаменты для контейнеров хранения топлива должны исключать скопление топлива под резервуарами. Высота фундамента должна быть не менее 0,2 м по отношению к прилегающей к нему площадке, его размеры в плане должны превышать размеры контейнера хранения топлива не менее чем на 0,5 м во все стороны, а верхняя поверхность фундамента должна иметь уклоны от резервуаров в сторону краев фундамента не менее двух градусов.
Таблица 3
Наименование зданий и сооружений АЗС
|
Минимальное расстояние между соответствующими зданиями и сооружениями в порядке их записи в заголовке таблицы, м
|
||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
1. Контейнеры хранения топлива
|
-
|
8
|
-
|
9
|
-
|
2. Топливораздаточные колонки
|
8
|
-
|
8
|
9
|
4
|
3. Площадка для АЦ
|
-
|
8
|
-
|
9
|
-
|
4. Здания для персонала АЗС
|
9
|
9
|
9
|
-
|
9
|
5. Очистные сооружения для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами
|
-
|
4
|
-
|
-
|
-
|
Примечания
1. Расстояния, обозначенные "-", а также расстояния от ТРК до контейнеров хранения топлива и площадки для АЦ на контейнерной АЗС не нормируются и принимаются, исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено настоящим сводом правил.
2. Расстояния между контейнерами хранения топлива, технологические отсеки которых расположены друг напротив друга, следует принимать не менее 4 м.
3. Расстояния до зданий сервисного обслуживания водителей, пассажиров и транспортных средств принимаются как до зданий, не относящихся к АЗС.
|
7.5. В случае применения ограждающих конструкций контейнеров хранения топлива и их технологических отсеков эти конструкции должны выполняться в виде продуваемых преград с равномерным расположением отверстий по площади ограждений. Отношение площади отверстий к полной площади преграды должно быть не менее 50%.
Допускается использовать ограждающие конструкции с отношением площади отверстий к площади преграды менее 50% при условии выполнения одного из следующих требований:
а) оснащения контейнеров хранения топлива аварийной вентиляцией;
б) выведения горловины патрубков для метроштоков за пределы ограждающих конструкций контейнеров и применения во внутреннем пространстве, образуемом этими конструкциями, только двустенных трубопроводов для топлива и/или его паров с обеспечением непрерывного автоматического контроля за герметичностью их межтрубного пространства.
7.6. Аварийная вентиляция контейнера хранения топлива, предусматриваемая согласно требованиям подпункта "а" пункта 7.5 настоящего свода правил, должна отвечать следующим требованиям:
-
запуск должен осуществляться в ручном режиме и в автоматическом режиме при превышении во внутреннем пространстве, образуемом ограждающими конструкциями контейнера хранения топлива, концентрации паров топлива, равной 10% от НКПР. Расстановка датчиков сигнализаторов до взрывоопасных концентраций в указанном пространстве должна обеспечивать обнаружение утечки топлива или его паров из трубопроводов и установленного на них оборудования;
-
кратность воздухообмена должна обеспечивать не превышение при аварийной ситуации (выбор расчетного варианта аварии осуществляется в соответствии с требованиями других нормативных документов по пожарной безопасности) среднеобъемной концентрации паров топлива, равной 20% от НКПР;
-
должно быть обеспечено автоматическое отключение вентиляции в случае пожара в контейнере хранения топлива;
-
электроснабжение системы вентиляции должно быть обеспечено по первой категории надежности в соответствии с [3].
7.7. Технологические отсеки контейнеров хранения топлива следует отделять от резервуаров противопожарными перегородками первого типа. Наружные поверхности оборудования контейнера хранения топлива, не защищенные от прямого воздействия солнечных лучей, должны быть защищены рефлекторными покрытиями.
На боковых поверхностях резервуаров или ограждающих конструкций (при их наличии) контейнеров хранения топлива должны быть расположены полоса желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью "ОГНЕОПАСНО", выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо).
7.8. На АЗС должны использоваться ТРК, обеспечивающие автоматическую блокировку подачи топлива при номинальном заполнении топливного бака транспортного средства.
Топливораздаточные колонки должны оснащаться устройствами, предотвращающими выход топлива из подводящих трубопроводов и заправочных шлангов при повреждении колонок.
7.9. Резервуары и трубопроводы для топлива и его паров должны сохранять герметичность в течение не менее 10 лет при соблюдении требований документации на технологическую систему АЗС.
7.10. Резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами контроля их герметичности.
Примеры указанных систем приведены в приложении А к настоящему своду правил.
7.12. При применении двустенного резервуара для хранения топлива следует предусматривать конструктивные мероприятия, направленные на исключение возможности образования взрывоопасной смеси паров топлива с воздухом (в результате разгерметизации внутренней стенки) в его межстенном пространстве. В случае заполнения межстенного пространства резервуара горючей жидкостью ее температура вспышки не должна быть ниже 100 °C.
Двустенный резервуар следует оборудовать системой объединенного или непрерывного контроля герметичности его межстенного пространства, обеспечивающей автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС о разгерметизации и автоматическое прекращение наполнения резервуара. Для двустенных резервуаров традиционной АЗС допускается предусматривать периодический контроль их герметичности согласно требованиям документации на технологическую систему этой АЗС.
7.13. Для каждой камеры многокамерного резервуара должны выполняться требования, предусматриваемые настоящим сводом правил для однокамерного резервуара. Одновременное хранение бензина и дизельного топлива в различных камерах одного резервуара допускается только в двустенных резервуарах, в которых камеры для бензина и дизельного топлива разделены двумя перегородками и обеспечен контроль герметичности межперегородочного пространства.
7.14. Ввод трубопроводов в резервуары для хранения топлива должен осуществляться только в местах, расположенных выше номинального уровня заполнения их топливом.
Устройство люков, штуцеров, патрубков и т.п. ниже указанного уровня не допускается.
При наполнении резервуаров топливом во время эксплуатации АЗС следует обеспечить исключение образования падающей струи топлива.
7.16. Оснащение линии деаэрации должно обеспечивать возможность контроля ее пропускной способности во время эксплуатации.
7.17. Резервуары (камеры) рекомендуется оснащать раздельными системами деаэрации. Допускается для резервуаров (камер) с одинаковым видом топлива использовать общую газоуравнительную систему при условии установки огнепреградителей в узлах подсоединения трубопроводов этой системы к резервуарам (камерам).
Устройство общей газоуравнительной системы между резервуарами (камерами) с бензином и дизельным топливом не допускается.
7.18. Резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара. Если технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается при 95%-ном заполнении резервуара вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения резервуара.
7.19. Если вероятность отказа автоматических систем предотвращения переполнения резервуаров, непрерывного контроля герметичности межстенного пространства резервуаров и трубопроводов, обнаружения утечек и прекращения подачи топлива или его паров, а также контроля пропускной способности линий деаэрации или рециркуляции превышает одну тысячную в год, то следует предусматривать либо дублирование их элементов, обеспечивающее выполнение функционального назначения систем, либо самоконтроль исправности, обеспечивающий автоматическое отключение ТРК и исключающий возможность наполнения резервуаров при неисправностях указанных систем.
7.23. Все трубопроводы для топлива и его паров, расположенные над землей или в свободном пространстве шахт резервуаров и технологических колодцев, должны удовлетворять следующим требованиям:
-
они должны быть выполнены из металла;
-
соединение фланцев должно осуществляться по принципу "шип-паз";
-
соединения трубопроводов должны обеспечивать их надежность в условиях и в течение времени эксплуатации, регламентированных требованиями документации на технологическую систему АЗС;
-
соединения должны быть оснащены устройствами для исключения их саморазъединения.
7.28. Линии выдачи топлива следует оборудовать обратными клапанами, которые должны открываться давлением или разряжением, создаваемыми насосами этих линий, и герметично закрываться при обесточивании указанных насосов.
7.29. Оборудование технологических систем должно обеспечивать осуществление операций по приему, хранению и выдаче топлива, опорожнению и обесшламливанию (удалению подтоварной воды), а также по испытанию на герметичность только закрытым способом (за исключением наполнения топливных баков транспортных средств).
7.31. Запорная арматура, устанавливаемая на топливном оборудовании, должна быть выполнена по классу герметичности не ниже B по ГОСТ Р 54808.
7.32. Крышки, заглушки и соединения фланцев, патрубков, штуцеров и т.п., расположенных на топливном оборудовании АЗС, должны быть снабжены прокладками, выполненными из не искрообразующих материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях эксплуатации, и соединены с обеспечением герметичности.
Указанные крышки и заглушки, которые предусматривается открывать при эксплуатации АЗС, должны быть выполнены из не искрообразующих материалов.
7.34. Конструкция резервуаров для хранения топлива должна исключать необходимость проведения сварочных работ на их стенках при монтаже на строительной площадке.
7.35. Для контроля заземления АЦ следует применять специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ.
7.36. На АЗС следует предусматривать централизованное отключение электропитания. Технологические системы, наполнение резервуаров которых предусматривается посредством их насосного оборудования, должны быть оснащены (независимо от автоматического выключения насосов) ручными выключателями электропитания этого оборудования, располагаемыми как в помещении операторной, так и у насосов или площадки для АЦ.
7.39. Допускается использование для нескольких ТРК общего трубопровода подачи бензина или дизельного топлива из одного или нескольких резервуаров при условии наличия запорной арматуры на этих трубопроводах перед каждой ТРК и каждым резервуаром.
7.42. Резервуары для хранения топлива контейнерных и модульных АЗС должны выполняться двустенными. Допускается использовать резервуары с одностенным перекрытием (верхней стенкой), герметизирующим внутренний резервуар и межстенное пространство.
При размещении АЗС вне территории населенных пунктов общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 60 м3, а модульной АЗС - 120 м3.
Единичная емкость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) контейнерной АЗС, расположенной на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м3, а вне населенных пунктов - 20 м3.
Единичная емкость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) модульной АЗС, расположенной на территории населенных пунктов, не должна превышать 20 м3, а вне населенных пунктов - 40 м3.
7.43. На АЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов и предприятий, допускается использование технологических систем с одностенными резервуарами при выполнении требований, изложенных в приложении Б к настоящему своду правил.
7.44. При заполнении межстенного пространства наземного и надземного резервуара горючей жидкостью под резервуаром должен быть установлен поддон, выполненный из негорючих материалов и исключающий растекание этой жидкости за пределы поддона при разгерметизации внешней стенки резервуара.
7.45. Внутренние резервуары наземных и надземных двустенных резервуаров для хранения топлива должны быть оснащены предохранительными мембранами или клапанами с давлением срабатывания не более 130 кПа. Требуемая площадь сбросных сечений предохранительных мембран или клапанов в зависимости от объема резервуаров приведена в таблице 4.
Таблица 4
Объем резервуара, м3
|
5
|
8
|
10
|
13
|
15
|
20
|
30
|
40
|
Площадь сбросного сечения, см2
|
25
|
35
|
40
|
48
|
53
|
64
|
84
|
94
|
При определении площадей сбросных сечений резервуаров с объемом от 5 до 40 м3 допускается линейная интерполяция. Для обеспечения требуемой площади допускается использование нескольких предохранительных мембран или клапанов.
7.46. Наполнение резервуаров для хранения топлива, расположенных частично или полностью выше площадки для АЦ и/или трубопроводов наполнения этих резервуаров, должно осуществляться только посредством насоса перекачивания технологической системы АЗС.
Использование насоса АЦ для наполнения указанных резервуаров не допускается.
Трубопроводы наполнения указанных резервуаров должны оснащаться обратными клапанами, препятствующими обратному току жидкости при обесточивании технологической системы. Обратные клапаны должны быть отрегулированы на открытие рабочим давлением насоса линии наполнения.
7.47. Трубопроводы наполнения резервуаров для хранения топлива, расположенных частично или полностью выше площадки для АЦ, а также трубопроводы подачи топлива к ТРК, расположенные частично или полностью выше этих ТРК, должны дополнительно оснащаться аварийной запорной арматурой, установленной в верхней точке этих трубопроводов (над резервуаром), с обеспечением свободного доступа к ней.
7.48. В нижней части технологических отсеков контейнеров хранения топлива необходимо предусматривать поддоны. При использовании под технологическим оборудованием отсека общего поддона последний необходимо секционировать. Высота перегородок секций должна быть равна половине высоты стенок поддона. Емкость поддона должна обеспечивать полную вместимость пролива топлива при поступлении его из места разгерметизации в течение времени, необходимого для ликвидации утечки, с учетом количества топлива, находящегося в трубопроводах между местами их перекрытия. При этом высота борта должна быть не менее 150 мм.
7.49. На технологических системах модульных АЗС соединение трубопровода подачи топлива к ТРК с трубопроводом выдачи контейнера хранения топлива должно располагаться над поддоном технологического отсека.
7.50. На трубопроводе выдачи топлива контейнерных и модульных АЗС должна быть установлена запорная арматура, располагаемая в технологическом отсеке контейнера хранения топлива, в местах свободного доступа к ней.
7.51. На контейнерных и модульных АЗС допускается использование для нескольких ТРК общего трубопровода подачи бензина или дизельного топлива только из одного резервуара (камеры) контейнера хранения топлива при условии наличия запорной арматуры перед каждой ТРК.
7.52. Требования к АЗС жидкого моторного топлива, эксплуатируемых в качестве топливозаправочного пункта предприятия, следует уточнять в соответствии с приложением В к настоящему своду правил.
7.53. Требования к передвижным АЗС жидкого моторного топлива следует уточнять в соответствии с приложением Г к настоящему своду правил.
8. Дополнительные требования к АЗС с наличием газового моторного топлива
8.6. Размещение многотопливных АЗС на территории предприятий не допускается, за исключением автотранспортных предприятий (автотранспортных участков производственных предприятий), где такие АЗС используются в качестве топливозаправочных пунктов.
Минимальные расстояния от сооружений многотопливной АЗС с двустенными резервуарами до зданий, сооружений и наружных установок автотранспортного предприятия (автотранспортного участка производственного предприятия), на котором она размещается, следует принимать в соответствии с приложением Д к настоящему своду правил.
8.7. Сосуды с негорючим газом, находящиеся под давлением и расположенные на расстоянии менее 20 м от наземно (надземно) расположенного оборудования для топлива и площадок для АЦ, должны устанавливаться в помещениях категории В4 или Д. Допускается устанавливать указанные сосуды в шкафах из негорючих материалов, расположенных на расстоянии не менее 10 м от перечисленного оборудования.
8.8. К оборудованию, в котором обращаются топливо и/или его пары, должны быть предусмотрены подъезды для передвижной пожарной техники, обеспечивающие возможность ее установки на расстоянии не менее 5 и не более 25 м от указанного оборудования.
8.10. Котельные, работающие на природном газе, должны размещаться в отдельно стоящем здании. Указанные котельные допускается пристраивать к отдельно стоящим зданиям I или II степени огнестойкости классов С0, С1, предназначенным для персонала АЗС или мойки транспортных средств при отсутствии в смежных с ним помещениях оборудования, применяемого в системах противоаварийной и противопожарной защиты технологической системы АЗС.
8.11. Устройство навесов с непроветриваемыми объемами (пазухами, карманами) над оборудованием с КПГ и/или СПГ, включая общий навес над площадками заправочных островков, на которых, помимо заправки автомобилей бензином, дизельным топливом, или СУГ, осуществляется заправка КПГ, не допускается.
8.15. Между заправочными островками с СУГ, а также между ними и заправочными островками с другими видами топлива следует устраивать экраны из негорючего материала высотой не менее 2 м. Ширина экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправочного островка.
Допускается не устанавливать экраны между заправочным островком с СУГ и заправочными островками с другими видами топлива при расстоянии между ними более 10 м.
8.17. При проектировании многотопливных АЗС не допускается предусматривать:
-
одновременное нахождение на АЗС двух АЦ и более;
-
доставку СПГ АЦ, транспортные емкости (сосуды) которых не имеют вакуумной изоляции;
-
наполнение резервуаров жидким моторным топливом, СПГ или СУГ без приостановки работы АЗС (нахождение лиц не из числа персонала АЗС и экипажа АЦ на территории АЗС не допускается).
8.21. Технологические системы, наполнение резервуаров (сосудов) которых предусматривается посредством их насосного или компрессорного оборудования, должны быть оснащены (независимо от автоматического выключения) ручными выключателями электропитания этого оборудования, располагаемыми в помещении операторной и у насосов (компрессоров). Участки с различными видами топлива технологической системы многотопливной АЗС должны оснащаться выключателями электрооборудования этих участков, за исключением систем противоаварийной защиты постоянного действия.
8.22. При наполнении одного из резервуаров топливом (за исключением сосудов КПГ) должны быть обеспечены в автоматическом режиме предотвращение возможности наполнения остальных резервуаров, отключение компрессорного оборудования, не используемого в наполнении резервуара, и всех раздаточных колонок АЗС.
8.29. На многотопливных АЗС допускается использование технологического оборудования для приема, хранения и выдачи бензина и дизтоплива, отвечающего требованиям, предъявляемым к технологическим системам традиционной АЗС.
8.54. При срабатывании пожарной сигнализации в помещении АЗС должны быть обеспечены в автоматическом режиме:
-
подача сигнала о пожаре в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала АЗС, а также в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала технологически связанного с этой АЗС объекта (при наличии);
-
прекращение операций по наполнению резервуаров (сосудов) топливом;
-
перекрытие запорной арматуры на трубопроводах, сообщающих резервуар хранения СУГ с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СУГ и резервуар хранения СПГ с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СПГ, а также на трубопроводах подачи топлива на АЗС;
-
отключение всех топливораздаточных (раздаточных) колонок и компрессорного оборудования.